Модуль 1

Знакомимся с сервисом  Etherpad


Краткая характеристика сервиса:
Etherpad - сервис для совместной работы над документами. Редактирование устроено в нем по wiki-принципу. Внесенные разными участниками изменения отмечаются в документе разными цветами. Сервис может использоваться как бесплатно (с минимальной функциональностью), так и на коммерческой основе - за $8 в месяц с пользователя. Недавно он обзавелся новой функциональностью - «временным слайдером». При его помощи можно последовательно отслеживать вносимые в документ изменения. (Источник:  http://pl15.ru )



Скриншот выполнен Пономаревой Н.А.)

Комментарии участников семинара


Сухорукова Н.А.:
Впервые открыла для себя сервис Etherpad, который понравился тем, что записи в нем появляются мгновенно, уже в момент написания пользователями, для начала работы в нем не требуется регистрации, прекрасный веб-чат. Есть конечно и недостатки, но его использование для совместной работы над документами, выполнения различного рода групповых заданий возможно и даже необходимо. Любому педагогу в его практической деятельности он пригодится, а уж в дистанционном обучении тем более.
Примечание: более подробно о возможностях сервиса Надежда Александровна размышляет здесь 

Костоусова Н.Н.:
С сервисом EtherPad  познакомилась только что. Сначала брала оторопь, а потом создала свой блокнот и стала разбираться в нем: с кнопочками, для чего, писать заметки. Поняла, что данный сервис прост в применении,: легко пишутся и автоматически сохраняются записи., свои записи после удаления можно найти.  Используется цвет, который при потере на моей странице легко восстановился. Работает  чат, где можно прочитать все высказывания, он не теряется.
 Я подумала, что для дистанционного обучения  он пригодится: использование теоретического материала,  тестов, работа над терминами, формулами, проведение дискуссий,  совместная работа над проектом, написание эссе, сочинении   и т.д.

Пономарева Е.А.:
Мне сразу же приглянулась в сервисе возможность просмотра истории редактирования страницы, развертывающаяся во времени, подобно киноленте. Так называемый Time Slider. Можно сказать, что это плеер с записью процесса, демонстрирующий ход изменений в блокноте в ускоренном режиме.
Педагог получает мощный инструмент борьбы с халявщиками.
Представьте:
1. Работа с текстом. Помещаем текст параграфа в блокнот. Просим детей составить развернутый план, удалив все лишнее (варианты: сделать выводы, составить краткий пересказ, выбрать самое существенное, объяснить механизм чего-либо; выбрать достоинства и недостатки и др.) Что любят делать дети: один сделал, другой - списал. (В электронном виде еще проще: скопировал на флешку - вставил). Но тут уже не получится. Всегда можно посмотреть, как выполнялась работа.

2. Поиск информации. Например подготовить сообщение (статью, ответ на вопрос и т.д.) по заданной теме. Что делали наши аборигены. Брали готовый реферат в сети, скачивали и отдавали учителю. Теперь не получится. Даже найденный материал придется редактировать самому. Учитель всегда увидит, что ты сделал.

3. Работа в группе. Типичная проблема. Один берет инициативу в руки и делает. Остальные создают массовку. Тут так не выйдет. Даже если в конце вы уничтожили цвет текста, для педагога ничего не стоит посмотреть, как разворачивалась ваша работа в группе.

Кроме того, если использовать сервис видеозахвата экрана, с помощью Time Slider можно делать полезные анимации, демонстрирующие последовательность действий, работу с текстом и др.

Еще одно открытие, связанное в сервисом, что он, на самом деле, не сервис, а программа, на которой построен целый ряд сервисов по всему миру. Похожих, но в чем-то и отличающихся. Подробнее об этом - в блокноте.

Суслова О.Е.:
Добрый день всем! Вполне согласна с мнениями коллег о том, что сервис Еtherpad для физиков и математиков не удобен, т.к. имеет рад недостатков: отсутствует возможность вставки картинок, формул, таблиц; нельзя изменять шрифт и многое другое. Однако для выполнения  работ на предметах гуманитарного цикла, он вполне приемлем.

Баженова Е.Р.:
Прост, регистрация быстра. не зная английский, методом тыка все понятно (дети освоят самостоятельно минут за 5). Способ применения узок, но как вариант иногда использовать можно.

Мой вариант:
 Главное достоинство сервиса для меня в том, что можно работать с текстом (для филолога этого уже достаточно). Пока возникла только одна идея: при подготовке учащихся к ГИА (написание краткого изложения) вполне можно использовать данный сервис. Задание может быть таким: отредактируйте данный текст, используя различные приемы сжатия (либо указать конкретный прием). 


Etherpad в обучении (идеи  предложены участникам семинара, систематизированы мною)

Дистанционное обучение

1. Работа с текстом (как индивидуальная, так и коллективная):
·         Написание домашнего эссе.
·         Создание коллективной инструкции  
·         Анализ текста по заданным вопросам.
2. Запись на дистанционные курсы
3. Проведение опроса
·         Блиц-опрос группы учащихся "Вопрос - ответ"
4. Любое задание, выполняемое учеником, куда учитель может внести исправления и рецензию (например, ответ на вопрос)
5. Организация и проведение дискуссий (например, по проблеме прочитанного произведения)

Очное обучение (применимо и для ДО)
Опрос
·   Выполнение тестовых заданий с выбором ответа.  Ученик пишет "да" рядом с выбранным ответом. Учитель видит его ответ, видит, кто его дал, так как у каждого участника свой цвет
·         Предложения с пропущенными словами.  Дополни.
·         Найди третье лишнее.

Развитие речи учащихся.
Работа с текстом при подготовке к изложению, когда дан текст: подбор заголовков, деление на части, составление плана, выбор опорных слов, работа над орфографией

Организация парной работы
Проверка выполненного задания в паре. Один выполнил (свой цвет), другой проверил (поставил букву В и Н своим цветом).

Коллективная деятельность
·         Мозговой штурм по группам в режиме реального времени
·         Составление отчёта о проделанной работе после совместного выполнения лабораторной или практической работы;
·         Совместное составление алгоритма и его применение для решения задач
·         Составление коллективного синквейна по какой-либо теме на уроке.
·         Рефлексия по уроку, например, по методике "Ассоциация" (максимум три слова) или "Недописанный тезис"

Варианты заданий:
·         Аукцион примеров на заданную тему.
·         Групповое выполнение заданий: "Вставить в текст пропущенные слова", "Текст с ошибками".
·         Выполнение тренировочных заданий при подготовке к ЕГЭ и ГИА: составление сложного плана по заданной теме и написание эссе по проблеме.
·         Задание с терминами и понятиями: определить признак указанного понятия или установить понятие по указанному признаку.
·         Задание на анализ социальных фактов и реальных или смоделированных жизненных ситуаций.
·         Задания на сравнения: одни учащиеся выделяют общие черты близких понятий, объектов, процессов, явлений, а другие - различия между ними.


Внеклассная работа

Организации работы школьной проектной группы
(распределение функций, обсуждение целей, задач, разработка плана действий в общем и каждого шага в отдельности, обсуждение итогов и презентации проекта, соcтавление списка дел (лист  to do) – Годунова Е.А.

Организация коллективного обсуждения:
Подготовка творческой группой сценариев внеклассных мероприятий
Для коллективного составления плана воспитательной работы.
Обсуждение плана, содержания и всего того, что необходимо для проведения внеклассного мероприятия.
Совместное составление плана предметного кружка
Составление отчёта о проведённом мероприятии, работе классного коллектива за год.

Организация групповой рефлексии
"Книга отзывов и предложений" после проведения мероприятия. Отзывы могут оставить не только участники, но и гости!
Коллективное написание эссе на тему совместно проведенного мероприятия (похода, праздника).


Проведение дискуссионных форм
Обсуждение спорных вопросов

Участие в дебатах.
1 сторона:
Тезис
Аргумент
2 сторона
Антитезис
Аргумент

Проведение игр

·         Проведение внеклассных мероприятий по предмету или уроков-конкурсов, для выполнения конкурсных заданий, при оценивании ответов используется не только правильность ответов, но и скорость (т.е. кто быстрее дал правильный ответ)
·         Игра "Банк вопросов", проводимая дистанционно


Работа с родителями
·         Консультирование группы родителей по какому-либо вопросу, касающемуся обучения или воспитания обучающихся.
·         Проведение дистанционной родительской конференции
·         Организация коллективного взаимодействия (например, коллективная работа по составлению "Копилки полезных советов", например, во время подготовки к экскурсии, походу, поездке)
·         Обмен информацией при подготовке какого-либо воспитательного мероприятия в классе.
·         Публикация и обсуждение статей на психолого-педагогические темы, памяток для родителей.

Работа с коллегами
Консультирование коллег по различным вопросам.
Организация коллективного взаимодействия:
·         Учительская дистанционная конференция по определённой теме.
·         Работа временной творческой группы учителей по решению проблемы.
·         Обсуждение положений конкурсов, плана работы творческой группы
·         Коллективное составление плана работы методического объединения.
·         Обсуждение плана проведения методической недели.
·         Составление перечня вопросов, которые слудует обсудить на ближайтем педсовете (заседании МО, творческой группы и т.д.).
·         Обмен мнениями, например, о просмотренном открытом уроке, о прослушанных докладах на конференции и т.д.
·         Час вопросов и ответов.

Проведение опросов (Блиц-опрос), анкетирование

Обзор методической литературы, периодических педагогических и предметных изданий



Словарик терминов Ethepad (в стадии разработки)

Ссылки на интересные ресурсы по теме:

  1. Инструкция по работе с сервисом в блоге Е.А.Годуновой
  2. Etherpad — шустрый блокнот для совместного доступа. Заметки по использованию сервиса.
  3. Один в поле не воин: cредства для совместной работы онлайн (обзор сервисов для совместной работы в Сети, включая Ethepad)

2 комментария:

  1. Ольга Викторовна, поздравляю вас с началом работы в блоге участника семинара!Настройте главную страницу-войти в режим редактирования-нажать сохранитть метосраположения и проверить главаная на месте?
    находки вы взяли из форума , а надо из http://eorhelp.ru/node/61320

    ОтветитьУдалить
  2. Елена Александровна, спасибо, что указали путь к сокровищам. Сейчас подумаю, как это встроить сюда

    ОтветитьУдалить